Февраль 2007

на главную
летопись событий
интересное
объявления
комментарии
новости
Поместья Сибири
каталог сайтов
Растения для поместья
о земле
законы
структура развития
продукция
принципы поселения
"размышления на тему создания РП"
о нас
напишите мне
каталог сайтов
фотоальбом
форум
РП в Новосибирске - форум
Вече Любодолья
гостевая книга
Школа Своего Дела

последние записи смотрите в конце страницы


Февраль 3, 2007

Эта встреча была, как вы уже знаете, у Фёдора в п. Кирово. Было очень интересно посмотреть на дом, который он построил. Но я не знаю, толи дом описывать, толи саму встречу . Дом - это, конечно, хорошо, только я ничего не понимаю в строительстве, поэтому ничего не скажу, кроме того, что мне, в принципе, он понравился, хотя и требует ещё доработки . А про встречу могу немного рассказать свои мысли и впечатление.

В последнее время встречи наши стали походить на обычные посиделки, "хи-хи" да "ха-ха". А хотелось бы, чтоб мы хоть немного времени уделяли серьёзным разговорам. Зачем мы собираемся вместе? Кто-то скажет, что встречи придают ему сил и энергии, кто-то получает радость и удовольствие от общения. Это всё хорошо. Но какая у нас цель?

Я всё чаще задумываюсь о том, куда мы движемся и движемся ли вообще? По моему мнению, создание нового образа жизни просто невозможно без изменения себя. При том, без целенаправленного изменения, осознанного, спланированного. Я думаю, что мы уже должны отходить от практики спонтанных решений и брать на себя всё больше ответственности за постановку целей и способы их достижения.

Давайте попробуем отводить какое-то время на встрече для обсуждения конкретной темы, для постановки задачи и поиска её решения. Пусть мы будем тратить на это хотя бы 30 минут. А остальное время можно уже пошутить и пообсуждать личную жизнь, как это было в этот, да и в прошлые разы.

Вот, например, в этот раз я совсем потеряла основную мысль разговора. Мне было, если честно, немного скучновато. Разговоры о воздушных шарах и горках, которые возвращают в начало, мне не кажутся серьёзными и интересными, как и рассказы о полевых структурах, потоках, ясновидении и не очень хорошо складывающихся судьбах.

Конечно, я не хочу ограничивать чьи-то мысли, полёт фантазии должен быть свободным. Но должно быть и то, что нас бы уравновешивало и позволяло бы крепко стоять на земле - т.е. трезвый, реальный и практичный взгляд на жизнь.

Если вам не трудно, если вас это сильно не напряжёт, то давайте помимо философских разговоров, решать и практические задачи, учиться их формулировать и ставить перед собой. Для этого я предлагаю, идя на встречу, сформулировать для себя ту тему, которую хотелось бы обсудить, непосредственно качающуюся нас, нашего коллектива, поселения, поместий. Например, тему о выращивании растений или о строительстве, о воде и т.д. и т.п. Что вас интересует, что волнует, какие вопросы перед вами встают, когда вы задумываетесь о том, что будете делать на своей земле? Всё это можно обсуждать на встречах в отведённое для этого время.

Ещё мне хотелось бы затронуть тему обучения и воспитания наших детей. Чему мы будем их учить? Какой мир мы хотим для них создать? И можно ли уже сейчас что-то предпринимать в этом направлении? Нужно ли?

Как вы знаете, обучение и воспитание детей начинается с воспитания себя. И в первую очередь нужно понять, что всё, что мы собираемся дать детям, нужно иметь (или уметь) самим.

Почему я вообще затронула эту тему. Вчера на встрече я обратила внимание, чем занимаются наши дети. Они все играли на компьютере и в игры в сотовых телефонах. И я подумала, что если мы всё это повезём в наши поместья, то что мы изменим в нашей жизни? Почему мы думаем, что дети наши будут как-то особо развиваться на земле, если мы для их развития не предпринимаем ничего радикально отличающегося от того, что есть сейчас?

Вот представьте, что мы в поселении и у детей есть телевизор, компьютер, сотовый телефон, ДВД, СД-плеер и т.п.. Вот с какой стати ребёнок бросит всё это и пойдёт наблюдать за травинками да букашечками, размышляя при этом о вселенной и мироздании? Что в этом случае будет привлекать его внимание? Захочет ли ребёнок напрягать свою мысль, если ему всё время предоставляют готовые продукты, заменяющие собственные мысли, такие как мультики и компьютерные игры?

По моему сугубо личному мнению, нужно что-то менять. И менять уже сейчас и не только в жизни детей, а главное в своей собственной. Начинать нужно с себя. Можно, конечно, ссылаться на обстоятельства, что они мол не позволяют жить как-то по-другому. Да только оправдываться не нужно. Нужно ставить цели и достигать их. А это самое сложное. Сложно осознать необходимость изменений, а осознав, сложно разобраться, что конкретно делать и как. Может об этом мы тоже будем говорить на встречах в отведённое время для обсуждения специальных тем?

Если уж я заговорила о воспитании и обучении детей, то вполне логично было бы поделиться своим опытом. Как многие из вас знают, я не отдала своего сына в школу и занимаюсь его обучением сама. Это связано с тем, что я не согласна с методами обучения и воспитания в школах. Последнее, кстати, практически отсутствует, а точнее, воспитание ребёнок в школе получает не от учителей, а от общества в целом, его законов гласных и негласных. А мы-то прекрасно знаем, что влияние молодёжной субкультуры в школах и на улице намного мощнее воздействует на психику и характер ребёнка, чем мнение учителей и родителей. И ясно почему - доверительная связь между взрослыми и детьми отсутствует. Она обрывается в тот момент, когда детей предают свои собственные родители, насильственно навязывая им определённый образ жизни, в котором есть несоизмеримо больше непонятных детям обязанностей, чем прав.

Моё личное наблюдение за детьми, которых я встречаю на улице, во дворе, в школе (в которую мы ходили записываться на семейную форму обучения), показали, что уже в первом классе дети узнают большинство нецензурных слов, знают о курении, алкоголе, наркотиках и не редко уже это пробовали. И это только одно наблюдение! А как же строятся отношения между самими детьми в школе? Я думаю, что всегда во все времена были такие дети в школе, которых дразнили, были и такие, кто постоянно всех дразнил. Сейчас же всё стало намного хуже, не везде, конечно, но такая есть тенденция, что подтверждает возросшая детская преступность, жестокость, агрессия (о чём не редко стали говорить по телевидению, писать в газетах). Не редким стало нормой в отношениях школьников правило "кто сильнее - тот прав". И всё это происходит на фоне безразличия и бездействия родителей и учителей, а то и усугубления этой ситуации своей некомпетентностью, незаинтересованностью, а то и  вообще неприязнью к детям из-за неудовлетворённости своей жизнью и профессией.

Но не буду сгущать краски, я не ставлю цель разоблачить школьное образование, но я всё же хочу обратить ваше внимание на то, что это наша с вами реальность. И ответственность за неё несём всё-таки мы, а не кто-то другой. Отдавая своего ребёнка на воспитание и обучение другим людям не перекладывайте на них свою ответственность, результат полностью на вашей совести.

Я бы предложила не отдавать своих детей в детские сады и школы, а заниматься с ними самостоятельно, вкладывая в них то, в чём вы действительно видите смысл. Главное, я считаю - не терять духовную связь со своими детьми, духовное на них влияние, возможность донесения до них той или иной информации, формирующей их личность, характер, жизненные принципы. 

Сохранить связь с ребёнком, его доверие - главная моя задача. И с каждым годом она всё сложнее и сложнее. Легче не становится. Но в этом ведь и смысл быть родителями! В этом самая большая наша (моя) ответственность. Что я для этого делаю? Основной мой принцип в обучении и в воспитании - это следить за пониманием Святослава того, что я ему доношу. Я всегда стараюсь проверить то, насколько он понимает, что я ему говорю, объясняю. Бывает приходиться долго объяснять на множестве примерах и неоднократно повторять. В этих беседах я даю возможность и ему высказывать свою точку зрения, своё мнение. А потом, если по-моему мнению оно не верное, я предлагаю ему посмотреть на ситуацию с другой стороны, учесть то, что он не учёл. Такие диалоги бывают очень трудными и напряжёнными. Но результат того стоит. Я считаю, что доверительная связь между нами в порядке. Можно много рассказать об этом, многим поделиться, но пока на этом закончу.

Если вам интересна эта тема, то пишите свои письма, делитесь своим мнением. Если хотите обсудить другие темы - то тоже пишите. Я всегда открыта для диалога.

До встречи.

Елена.

Фото со встречи у Фёдора смотрите на странице фотоальбом.


Февраль 17, 2007

Интересная встреча была в этот раз. Мы разговаривали по делу, о том, как мы получаем землю, что для этого предпринимаем. Обсуждали, как действовать дальше. 

Были новые люди, новые мнения. Надежда Николаевна принесла прайс из одного хорошего магазина семян, мы все сделали заказ нужных нам семян. Лена - художница, картины которой есть на странице картины, стр.2 принесла новую картину с изображением Любомилы и Радомира. Очень красиво.

В целом встреча получилась насыщенной и эмоциональной, но интересной.

До следующей встречи.

Елена.


Февраль 25, 2007

ПИСЬМО

Здравствуйте, Лена!

Пишет вам Оля, внучка Надежды Николаевны. К сожалению, я не смогу в дальнейшем посещать наши встречи, началась учеба. Конечно, я буду в курсе событий, читать Ваши отчеты на сайте, слушать рассказы очевидцев (бабушки и, надеюсь, Толи).

Но как я успела убедиться за то время, пока ходила на наши собрания, это немножко не то. Сейчас на первый план у нас выходят практические вопросы: как идет оформление земли, думаю что дальше пойдет разговор о том, как и что садить, где брать воду. Все это, безусловно, очень и очень важно.

Но меня больше всего интересует тема воспитания детей. Может это и кажется странным, ведь для меня это вроде как и неактуально. Да, детей у меня нет и ближайшие лет несколько не планируется. Но Родовое Поместье для меня - это в первую очередь возможность вырастить здоровых и счастливых детей.

Как это сделать? Это я сейчас потихоньку и изучаю, пытаясь сопоставить то, что нам говорят на лекциях с жизнью в РП. Каждый день мы изучаем различные отклонения, но причин у них не так много - в основном, плохая экология, болезни во время беременности и лекарства, которыми их лечат. Плюс, уже при жизни ребенка - отсутствие заботы и родительского тепла.

Еще ребенку, особенно в раннем возрасте необходимо большое количество впечатлений из окружающего мира - зрительных, слуховых и пр. В этом смысле жизнь в РП подходит идеально, ведь природа каждый день немножко разная. Да и вообще не мне говорить о преимуществах РП, они и так для всех очевидны.

В раннем возрасте, когда ребенок активно познает окружающий мир, многие родители стремятся начать учить ребенка читать, иногда даже иностранные языки пытаются выучить. О пользе подобных методик ведутся споры.

Но главное, для ребенка в возрасте до 3х лет - это научиться любить. Как это сделать? У ребенка должен быть перед глазами пример любящих родителей. Любые холод и фальшь ощущаются ребенком.

Очень важно не забывать, что любовью и лаской можно научить быстрее, чем наказаниями. К сожалению, часто родители не обращают внимания на ребенка, когда тот ведет себя хорошо. А вот когда он начинает что-то делать не так - тут же все внимание на него.

Кстати, наказания по своей сути неэффективны, потому что они направлены на поступок, совершенный в прошлом. Ребенок уже не может ничего изменить и только обижается или, еще хуже, начинает бояться наказания. А это приводит к тому, что он начинает врать. Согласитесь, не самый лучший вариант. Поэтому лучше не наказывать за плохое, а хвалить за хорошее.

Если ребенок совершил действительно что-то плохое, то лучше акцентировать внимание на последствиях его действий, ваших чувствах на этот счет. И не надо бояться, что ребенок вырастет избалованным. В идеале на одну отрицательную эмоцию у человека должно приходиться СЕМЬ положительных. А сколько их в реальной жизни? В равном бы соотношении набралось бы.

Кстати, тех детей, кто учится в школах, не ругайте пожалуйста за отметки!!! Не знаю, как раньше, но сейчас отметка редко отражает реальные знания ученика. Лучше на них сильно не акцентироваться. Вместо вопроса: "Что получил?", лучше спросить "Что нового ты сегодня узнал?".

Это конечно все теория. Скорее всего это всем давно известно Только поймите меня правильно, я не хочу никому ничего диктовать, кого-то учить. Но если это может показаться кому-то интересным, я могу еще чего-нибудь написать на эту тему. Не судите строго, я от всей души хочу тоже быть чем-то полезной.

Спасибо за внимание и всего вам доброго.

Оля.

***

Здравствуй, Оленька!

Большое спасибо за интересное письмо! Для меня новой оказалась информация, что на одну отрицательную эмоцию должно приходиться семь положительных. Я, конечно, понимаю, что хорошего должно быть больше, но об соотношении не задумывалась, считала, что достаточно того, чтобы просто успокоить ребёнка, когда он обиделся. Интересно, в общем. Буду думать.  Очень интересно твоё мнение, обязательно пиши ещё!

Воспитание детей - эта тема, которая, как никакая другая, актуальна для меня и многих других. Тем более, воспитание детей - это основной смысл идеи Родовых поместий. Поэтому, я думаю, что нам иногда нужно обсуждать её, делиться своими знаниями, мнением и опытом, у кого он есть.

Я уже десять лет, как мама. И всё это время я размышляю о воспитании сына. Это очень сложная задача, т.к. воспитывать приходиться, как правило СЕБЯ! А это сложнее всего.

Святославу было всего два года, когда я начала читать книги Мегре. Помню, меня так потрясла информация в них, что я уже не могла на воспитание смотреть так, как раньше. А как было раньше? - Да никак, как общество диктовало. Сама-то я ничего не решала, всё было решено за меня: с трёх лет детский сад, с семи - школа, самой мне нужно работать и ни о чём в жизни больше не задумываться.

Но мне такая перспектива не нравилась. И я захотела всё изменить. Понадобилось несколько лет, чтобы воспитать в себе решимость и уверенность, чтобы действительно что-то изменить в жизни, в своей и в жизни сына. И первое, на что мы со Славой решились - это уйти из детского сада и не идти в школу.

Я посчитала, что только так можно что-то значительно изменить в воспитании и в самой нашей жизни. Хотя я не настаиваю на том, чтобы так поступали все. Но не скрою, мне бы хотелось найти единомышленников в этом вопросе среди нас.

Какое преимущество я вижу в таком воспитании и домашнем обучении? В первую очередь я хочу дать ребёнку больше свободы и чувства собственного достоинства. Свободы не только физической, но и моральной. Хотя этот вопрос спорный. Кто-то может сказать, что не отдавая ребёнка в школу, я лишаю его тем самым свободы. Но это с какой стороны посмотреть.

Я думаю, что детей, учащихся в школе не учат самостоятельности, а родители не могут выбирать, что и как будут изучать их дети, тем более, не могут выбирать, какое влияние на них будет оказываться не только со стороны учителей, но и со стороны других школьников, общение с которыми родители вообще не могут контролировать. И такое положение вещей я не могу назвать свободой - ведь так никто ничего не контролирует, не выбирает и не несёт ответственности.

Обучая же и воспитывая ребёнка дома, родители, в данном случае мы с Колей, берём всю ответственность на себя, ни на кого её не перекладывая. Мы сами вправе выбирать, что и как изучать, какие принципы, приоритеты и моральные ценности воспитывать в сыне. Всё это - наша ответственность. А значит, у Славы, я считаю больше моральной свободы. Свободы от неконтролируемого влияния.

Сложно сказать, каков будет результат, к чему это приведёт в будущем, как сложиться его жизнь. Ещё очень много вопросов осталось. Но к чему загадывать? Никто ведь не может предсказать судьбу своих детей, и не важно как они воспитываются, в школе или вне её. Ничто не является гарантией счастья и успеха. Пока не является. А я очень хочу, чтоб Родовые поместья для детей стали гарантией счастья и успеха в жизни. И я всё для этого делаю и буду делать.

Для успешной и счастливой жизни в Родовых поместьях, я считаю, нужно уже сейчас воспитывать в себе и в подрастающих детях нестандартное мышление, решительность, уверенность в себе и свободу.

Свобода - это ведь чувство, то как и кем мы ощущаем себя в этом мире. Свобода - это степень осознанности. Чем меньше страхов - тем больше свободы.

А вся сегодняшняя жизнь основана на страхах. В детях с детства воспитывают страх наказания, в школе воспитывают страх получить плохую оценку, а школьная молодёжная субкультура воспитывает страх быть отвергнутым, быть изгоем, быть не таким, как все, что приводит к определённым поступкам и последствиям. Потом появляется страх не поступить в институт или техникум, попасть в армию, страх не найти работу. Потом появляется страх потерять работу, не заработать на пенсию, потерять деньги, быть обманутыми. Всё это страх перед будущим. Но самый больший страх, воспитываемый с детства - быть не как все, страшиться общественного мнения, осуждения. Страхи, страхи, страхи...

Я вообще считаю, что самым мощным мотивом в жизни человека совершать определённые поступки - является страх. И вся "система" - "матрица" построена на страхе. Страх сам себя воспроизводит - повзрослевшие и воспитанные в страхе дети воспитывают и своих детях страхом. Неосознанно, просто по-другому не умеют.

Поэтому я и говорю, точнее подтверждаю слова Анастасии - что воспитание детей - это в первую очередь воспитание себя. Пока я не освобожусь от страхов, я буду передавать их и своему ребёнку, неосознанно, возможно. Просто сам страх будет диктовать мне, как поступать, а в этом поступке и будет скрыт страх, как вирус проникающий в подсознание ребёнка.

Думаете у меня нет страха, что у Славы не будет аттестата о школьном образовании? Вы не представляете, что происходит у меня внутри по этому поводу, как всё переворачивается, как стереотипы отчаянно борются за право на жизнь! - "А как же общественное мнение?! Как же жизнь не по сценарию? Как же быть не такими, как все? Кем будет мой сын? Сможет ли он быть полноценным членом общества? Сможет ли он найти работу, как он будет себя обеспечивать". И т.д. и т.п.

Думаете у меня есть ответы на все эти вопросы? Как говориться, вопросы на "зазыпку". Но ответы всё же есть. Не совсем на эти вопросы. Но всё же есть убеждения, которые оказались посерьёзнее и посильнее всех тех стереотипов, которые мне внушались с рождения. Это идеи Анастасии - жить в Родовых поместьях, в Родовых поселениях и организовывать жизнь, основываясь совершенно на иных принципах. На принципах Любви, Доброты, Доверия, Взаимопонимания, Взаимопомощи, на принципах сомой Жизни, Божественной Жизни, можно сказать.

А кто эту жизнь создаст? Если не мы и не наши дети, то кто? А для этого, согласитесь, нужно совершенно по-другому мыслить, ощущать себя и действовать не стандартно! А если продолжать жить как прежде, стараясь внешне и внутренне ничем не отличаться от других, то ничего не получится, это значит, что страхи по-прежнему сильнее уверенности в себе, уверенности в мечте, в будущем.

Вот такие у меня мысли про воспитание детей.

Пишите и ваши мысли!

До свидания,

Елена.


Февраль 28, 2007

ПИСЬМО

Здравствуйте, Лена!

Какая интересная тема у вас поднялась. У меня двое детей, сейчас они учатся в школе. Детского сада мы смогли благополучно избежать, но уйти и от школы не получилось как раз из-за МОИХ страхов (это Вы точно подметили).

А не могли бы Вы поподробнее рассказать, как Вы и Ваш сын осваиваете школьную программу? Как вообще проходит процесс обучения? Прикреплены ли вы к какой-либо школе или нет? И ходите ли в школу для экзаменов, аттестации и т.п.? Как происходит общение Вашего сына со сверстниками?

С уважением, Наталья.

***

Здравствуй, Наталья!

Большое спасибо за письмо! С радостью отвечу на вопросы и  расскажу о своём опыте обучения.

В первый класс мы записались в школу на семейную форму обучения. Пошли записываться почти за год, т.к. предполагали, что не всё будет легко. Нас сначала не принимали, посылали в другие школы, из других школ посылали обратно по месту жительства. Кое как записались. Для этого в заявлении я написала, что я имею право на такую форму обучения, ссылаясь на определенные законы, а так же, что проверку знаний желательно проводить не чаще раза в четверть. Только после этого приняли, будто одолжение сделали.

Нам выдали учебники, точнее мы их купили. Нам рассказали, чего и сколько мы должны выучить. И мы стали учить всё дома. Программа оказалась на редкость сложной (по месту жительства у нас лицей, а не школа, там сложнее), например, уже в первой четверти ребёнок должен освоить фонетический разбор слова! Мы учились с самого утра до позднего вечера.  Мы оба с ним очень сильно уставали. Я боялась, что Слава не сможет всё выучить, не сможет хорошо всё рассказать. Так и получалось.

Четверть закончилась и мы пошли сдавать экзамены. Нужно было проверить знания по всем предметам, включая физкультуру, риторику, пение, рисование, труд, английский язык и т.д. И все учителя относились к нам с явным непониманием, граничащим с высокомерным пренебрежением. "Конечно, у них ведь дипломы учёные, а мы неучи безграмотные не можем в принципе ничему научить ребёнка".

Было трудно, но мы справлялись с этим натиском. Приходилось почти каждому объяснять свою позицию, оправдываться. Мы изначально были обречены на непонимание. Учителя никогда не признают, что могут причинять моральный вред детям, калечить психику или, мягко говоря, не способствовать развитию личности. Это подтверждается ещё и тем, что они не могут даже отнестись терпимо к тому, что мы выбрали другую форму обучения, которая вообще-то предусмотрена законом.

Сдавали экзамены мы, надо признаться, с трудом. Не потому, что плохо всё выучили, а потому, что требований к нам предъявляли намного больше. Любая ошибка воспринималась, как подтверждение нашей некомпетентности. Будто ребёнок обязан знать абсолютно всё. Нам высказывали своё недовольство, наверное желая нас убедить, что мы должны быть, как все, учиться в школе и перестать заниматься глупостями.

С каждой законченной четвертью я всё больше убеждалась, что так дальше нельзя. Сколько сил и нервов мы потратили! Возможно, быть как все даже проще. Но проще не значит лучше. Нужно было что-то менять. Переводить на обычное обучение в школу я уж точно не собиралась, насмотревшись на этих учителей, узнав их в работе, в отношении к детям, в приватной беседе. Рассчитывать на то, что в других школах будет лучше просто глупо. Да и вообще, вопрос отдать ребёнка в школу передо мной не вставал.

Учителя и вообще образование, вся система не рассчитана на инакомыслие. Любое отклонение преследуется с целью устранения всеми возможными способами, особенно психологическими - устрашать, давить, критиковать, порицать и т.д.. И мы решили просто забрать документы по окончанию первого класса, сославшись на то, что мы переезжаем в другой город (в этом случае не нужна справка из другой школы о том, что они нас принимают, в любом другом случае она нужна). Но мы никуда на самом деле не собирались переезжать.

Мы решились и сделали это. Это оказалось намного проще, чем записаться в школу :о). Было очень страшно принять такое ответственное решение. Но мы его приняли, чему я очень рада.

Теперь нам предстояло самим выбрать программу обучения. Конечно, я понимала, что она должна отличаться от школьной. Хотелось, чтоб всё было не так, как раньше, чтоб ребёнку нравилось учиться, чтоб меньше времени на это тратить и сил. И встал вопрос, чему учить? И это оказался очень большой вопрос, ответ на который я всё ещё ищу.

Дело ведь не только в преподавании школьных предметов. Хочется дать больше, то, что важнее математики, то, что на самом деле важно. И я решила кроме обычных предметов ещё и заниматься с ним философией для детей -  это небольшие рассказы с моралью о любви, душе, доброте, верности, красоте, честности, храбрости, преданности, чуткости и т.д. и т.п.. Очень хорошая книжка. В ней сначала рассказывается о каком-нибудь понятии, приводятся примеры. Потом небольшой рассказ об этом. А после вопросы к нему. Ребёнок должен ответить на эти вопросы, а потом сделать рисунок к рассказу. (Книга называется Философия для детей в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и школе. Автор М.А. Андрианов. Купить её наверное можно в магазинчике при музее Рериха). Эта книга была нашей настольной два года, мы её на два раза прочитали. Я думаю, что и в третий раз не помешает её прочитать. Уж очень она хорошая.

Я пошла в большой книжный супермаркет и выбрала все те учебники, что посчитала нам нужными. До этого я купила большой справочник для начальных классов, в котором был весь материал по русскому языку, математике, природоведению. Поэтому учебники по русскому и математике я уже не покупала, а только тетради с заданиями. Учиться по справочнику оказалось намного проще, в нём информация предельна проста, компактна, ясна.

Первый главный вывод я сделала такой, что ребёнок гораздо лучше понимает, когда изучает одну тему, не перескакивая, не смешивая её с другими. Нужно углубляться в предмет, в суть. А в учебниках задания смешаны, очень часто перескакивают с одного на совершенно другое. Это не способствует пониманию. Так воспитывается только память, рефлекс без понимания сути. Кому это нужно?

Я сделала расписание уроков на каждую четверть. Во втором классе, в котором мы уже учились самостоятельно, мы изучали: русский язык, чтение, математику, геометрию, философию для детей, английский язык (раз в неделю), географию, рисование, труд. На каждый деть я писала какие задания нужно выполнить. И оказалось, что Слава может заниматься самостоятельно, что у него хорошая память. А ведь я сомневалась в этом, когда мы отчитывались в школе. Конечно, у каждого ребёнка есть склонность что-то пропустить, не сделать или сделать кое-как, чтоб быстрее освободиться. Но с этим мы работаем. Мне пришлось и самой для себя ввести правило проверять уроки каждый день, это помимо того, что в течении дня нужно ещё его контролировать, что-то объяснять. Оказалось, что мне и самой бывает лень с ним заниматься. Но расслабляться нельзя, если я несу эту ответственность.

Во втором классе мы только не занимались физкультурой, Слава сильно сломал руку со смещением и вывихом сустава, ему делали операцию и почти год нельзя было давать ему нагрузки. А в этом году мы уже записали его в секцию на русский рукопашный бой, куда он ходит заниматься три раза в неделю. Ему очень нравится, а мне тем более. Туда он ходит вместе со своим другом. Это к вопросу об общении со сверстниками. У него есть друзья, они вместе гуляют, играют, тренируются в секции. У них есть увлечение - компьютерные игры. Не очень я это одобряю. Но и не лишаю совсем его этого развлечения, хоть и контролирую и по времени сидения за компьютером, и по содержанию самих игр (стрелялки всякие отсеиваю). Мы договорились, что если Слава хорошо себя ведёт, хорошо делает уроки, то тогда и хорошо отдыхает, играет в любимые игры. Иногда приходится и лишать его развлечений за какие-нибудь проступки. Всякое бывает.

С общением проблем нет. Хотя это тоже, как посмотреть. Дело в том, что те ребята, с которыми он общается ходят, как все в школу, т.е. не такие как Слава. А они это не совсем понимают. Был период, когда они Славу этим донимали, говорили, что он не сможет в будущем найти работу и будет нищим. Тут, видимо, родители этих детей постарались, ребята им, наверное рассказали, что у них есть друг, который не ходит в школу. Так родители и поспешили рассказать им, как страшна и ужасна жизнь без аттестата. Слава какое-то время не мог им объяснить, что он такой же как они, только учиться дома, и если захочет, сможет и поступить в институт, и найти себе работу. Были небольшие ссоры. Но через некоторое время всё успокоилось, видимо он смог их убедить и больше проблем не было.

В этом году, в третьем классе мы изучаем почти все те же предметы: русский язык и математику - каждый день; по два раза в неделю - геометрию плюс ещё конструирование (это почти геометрия, только лучше, развивает пространственное мышление); два раза в неделю английский язык, чтение - читаем Пушкина, Анастасию и на данный момент Князя Владимира (по мультику, Славе он нравится); по одному разу в две недели учим стихи, учимся писать сочинения, изложения, диктанты; учим природоведение по справочнику, географию по большой энциклопедии почемучек, два раза в неделю учимся рисовать - один раз красками, один раз карандашом, используем для этого журналы по изобразительному искусству, один раз в неделю делаем какие-нибудь поделки из пластилина, аппликации, оригами; физкультура три раза в неделю (секция) и ещё занимаемся чистописанием, работаем над почерком.  Вроде всё.

Я сама оцениваю знания и старания Святослава по своим критериям. Оценки почти не ставлю, заменяя их на "Хорошо, очень хорошо, отлично, молодец, не очень хорошо" и т.п. Занятия начинаем с работы над ошибками, разбирает то, что в прошлый раз было сделано не верно. И ещё, я не ограничиваю по времени его занятия, если на математику ему нужно потратить 1,5 часа, а не сорок минут, как в школе, то пусть будет так, зачем торопить? А если справляется быстрее, то ещё лучше. Раз на раз не приходится, как говориться. Поэтому, чем меньше шаблонов - тем лучше.

Вообще, я довольна тем, как всё у нас происходит. Хотя я не могу заявить, что у меня есть гарантии, что всё будет хорошо и прекрасно. Но у кого они есть? Я думаю, что отдавая ребёнка на воспитание другим, мы лишь создаём иллюзию гарантии, что всё хорошо и будет хорошо, что всё правильно. Мы тешим себя этой уверенностью. Но напрасно. Это пустая гарантия, иллюзия, мыльный пузырь, который может лопнуть в любую минуту.

Я поняла, что в жизни нет никаких гарантий. И именно это понимание, как ни странно, придало мне чувство большей свободы, чем раньше и уверенности именно в своих силах. Научить ребёнка школьным предметам не самое трудное и не самое главное. Важнее проявить свою ответственность, уверенность, научить самостоятельности. Я думаю, что это намного ценнее.

Что это за свойство психики, искать для себя гарантии и постоянство? Ну, нет никаких гарантий в нашей сегодняшней жизни. Их, ведь создать нужно своим трудом, осознанностью, уверенностью и любовью! Нужно учиться сознательно и самостоятельно управлять своей жизнью - только это может давать хоть какие-то гарантии. А плывя по течению, живя как все, никаких гарантий быть просто не может.

Я надеюсь, что всё в жизни у нас сложится удачно, ведь я сама складываю свою жизнь. Этому и учу Святослава. Разве не это самое главное?

До свидания.

Пишите, задавайте ваши вопросы.

Елена.


Присылайте свои письма: мысли, впечатления, отзывы и предложения - напишите мне или оставьте их в гостевой книге.

<< назад вперёд >>



Hosted by uCoz